Отель на колесах: Как разделение туристических и пассажирских ж/д перевозок изменит рынок

Отделение туристических ж/д перевозок от пассажирских расширит спектр услуг12 февраля Госдума приняла закон, разграничивающий туристические перевозки по железной дороге и пассажирские. Это позволит таким поездам работать по принципу отеля на колесах или наподобие круизных лайнеров, предоставляя туристам большой спектр услуг. В прошлом году функционировало более 90 таких маршрутов, в этом году их количество доведут до ста.

Отель на колесах: Как разделение туристических и пассажирских ж/д перевозок изменит рынок

В Устав железнодорожного транспорта впервые ввели понятия «туристский поезд», «туристский железнодорожный маршрут» и «туристские железнодорожные перевозки». Поправки, объединяющие туристическую и железнодорожную отрасли, вступят в силу с сентября. Как отметила соавтор инициативы депутат Надежда Школкина, в прошлом году туристическими поездами воспользовались более 1 млн пассажиров. «И это далеко не предел, желающих с каждым годом становится больше, потому что путешествовать в комфортных условиях, осматривая достопримечательности, не таская с собой чемодан, это действительно очень удобно, особенно для семей с детьми», — отметила она.

Дифференциация железнодорожной туристической перевозки от регулярной пассажирской необходима для создания четких правовых рамок и условий, которые позволят железнодорожному туризму развиваться как отдельному сегменту транспортной отрасли, пояснил «РГ» советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон. В обычной пассажирской перевозке основной целью является перемещение из пункта А в пункт Б с минимальными затратами времени и ресурсов, туристическая же перевозка предполагает более длительные остановки в интересных местах, включение в маршрут живописных природных зон, исторических и культурных объектов. «Все это требует отдельного регулирования, поскольку туристический поезд не должен подчиняться тем же нормативам, что и регулярный рейс, рассчитанный на максимальную пропускную способность и строгий график», — отметил Лерон. Кроме того, в обычных поездах билетная политика ориентирована на стандартные тарифы, в туристических же можно включать экскурсии, питание и дополнительные сервисы, что требует иной модели ценообразования и условий продажи.

Железнодорожные туристические поездки обходятся дороже обычных пассажирских, так как в стоимость билета включены питание и экскурсии

Как сообщил на итоговом заседании правления замглавы РЖД Иван Колесников, в 2024 году путешествовали турпоездами на 17% больше пассажиров, чем годом ранее. Прирост по поездам дальнего следования составил 10%, в пригороде — 22%. По данным РЖД, в прошлом году действовал 91 туристический железнодорожный маршрут, что на десять больше, чем в 2023 году. Они объединяли 46 регионов и 68 городов, из них 59 — были дальними маршрутами: круизными, событийными и «выходного дня», и 32 — пригородными, предлагающими однодневные поездки. «В течение года увеличим количество маршрутов до ста», — пообещал замглавы РЖД.

Самыми популярными дальними маршрутами в РЖД назвали «Жемчужину Кавказа» — недельный тур из Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Майкоп, Владикавказ, Грозный, Дербент, Нальчик и обратно, «По Золотому кольцу» — четырехдневный тур с заездами в Ярославль, Иваново или Кострому, Владимир и Суздаль, «В Карелию» — двухдневный тур: Москва — Петрозаводск — Сортавала — Петрозаводск — Москва, а также Рускеальский и Уральский экспрессы и «К виноградникам у моря». В числе пригородных маршрутов, особым спросом пользовались «В Болдино» (Нижегородская область), «Путешествие в Краснолесье» (Калининградская область) и «Чайковский экспресс» (Республика Удмуртия).

Железнодорожные туристические поездки обходятся, безусловно, дороже обычных пассажирских. В стоимость билета включены не только расходы на проезд в купе, но и питание, экскурсионное обслуживание, развлекательные программы. В некоторых поездах есть специализированные вагоны-сцены, где проходят театрализованные постановки, вагоны-спортзалы и даже вагоны-сауны. Для выхода на массовый рынок необходимо оптимизировать стоимость таких путешествий, считает Лерон. В качестве примера успешного проекта он привел поезд «Жемчужина Кавказа», стоимость билета на который начинается от 47 тыс. рублей, а экскурсии можно приобрести отдельно или в составе пакета по цене от 7 до 34 тыс. рублей. «С момента запуска этого маршрута на нем уже путешествовали свыше 20 тыс. туристов», — отметил эксперт.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *