Многие с нетерпением ждали выхода сериала — и он, похоже, не разочаровал читателей романа Маркеса. Создателям фильма удалось перенести магический реализм текста на экран. Для меня как юнгианского психолога визуальное воплощение идеи романа об одиночестве и отчуждении человека от рождения до смерти было интересно и познавательно. Создатели сериала бережно и аккуратно погружают нас во все пласты подсознания героев, начиная от детских воспоминаний и родовых сценариев, заканчивая архетипическими образами.
Символика
С первых минут мы погружаемся в мир алхимических символов.
Вот чья-то рука открывает старинный фолиант, приглашая зрителей погрузиться в летопись семьи, обреченной жить вне пространства любви. На первой странице книги — рисунок спила дерева с годичными кольцами. Первое годичное кольцо — уроборос. Змей, кусающий себя за хвост. Древний символ многих религий. В юнгианской психологии, с одной стороны, означает цикличность развития, а с другой — его закольцованность. Уроборос в психологии — символ отсутствия личностного развития. Знак вечного колеса — Жизнь-Смерть-Жизнь. Власть бессознательных комплексов над амбициозным Эго, невозможность двигаться дальше, выше, глубже.
Мне часто приходиться наблюдать, как комплексы захватывают сознание клиента, отбрасывая на прежнюю ступень развития его личность, несмотря на совместные усилия.
Что же является таким комплексом-уроборосом для семьи Буэндиа? На второй странице фолианта изображено генеалогическое древо семьи, в переплетении корней которого находится младенец с поросячьим хвостиком.
Из-за того, что Урсула и Хосе Аркадио, родоначальники семьи Буэндиа и города Макондо, были друг другу кузенами, над ними висит проклятье — рождение детей с поросячьими хвостиками.
Но проклятием рода на самом деле станут не близкородственная связь, а суеверия
У латиноамериканских молодоженов нет секса, потому что мать с постным лицом монашки внушила дочери, что у них могут родиться игуаны или младенцы с хвостиками.
Как часто мне приходилось работать с чувством стыда за сексуальность, отвержением тела у взрослых дочерей вот таких вот матерей пуританок! Как часто психологической причиной бесплодия является страх предъявить беременный живот миру. Ведь он — явное доказательство того, что ты занимаешься чем-то грязным по ночам.
Пояс безбрачия, надетый на невинное тело Урсулы, станет началом отчуждения. Ведь именно из-за него Хосе Аркадио убьет насмехавшегося над ним друга.
Чувство вины, а не жажда приключений, открытий новых земель вынудит молодоженов вместе с горсткой смельчаков отправиться на поиски места, где они смогут построить другой мир по своим правилам, где их не сможет найти мертвец. Смерть стала причиной начала рода Буэндиа и основания города Макондо. Так родился будущий полковник Аурелиано Буэндиа, развязавший и проигравший 17 гражданских войн.
О первых отзывах на 8-серийный фильм мы писали вскоре после премьеры, а теперь предлагаем вам ответить на 8 вопросов, чтобы определить, на кого из маркесовских героев вы похожи больше всего. Прежде чем читать статью дальше — определите, на кого из четверых ключевых персонажей вы похожи больше.
Тест
Начать тест
Образы и архетипы
Мелькиадес и Хосе Аркадио
Особое место в сериале, как и в книге, занимает образ цыгана-пророка Мелькиадеса. Я бы рассматривала его как архетип мудреца, движущегося по мостам времени. В то время как его ученик Хосе Аркадио, посвятивший вторую половину жизни поискам философского камня, сходит с ума.
Несмотря на то что Хосе Аркадио и Урсула спят в одной постели и рождают троих детей, они существуют в разных вселенных.
Хосе Аркадио движет жажда познания. Урсула — настоящая матрона, на хрупких плечах которой держится дом, производство леденцов и воспитание родных и приемных детей. Дом с бегониями, пожалуй, единственное, что объединяет все поколения Буэндиа. Последний из рода — младенец с поросячьим хвостиком — будет съеден муравьями именно в нем.
Визуальный ряд сериала с этническим окрасом живописен и правдив. Возникает полное ощущение, что герои книги ожили и перешли со страниц романа на экран. Отдельного внимания и благодарности заслуживает кастинг, особенно в части женских образов.
В годы студенческой юности мы по очереди читали роман «Сто лет одиночества». У нас была такая психологическая игра — назвать женский персонаж романа, который тебе наиболее близок, и объяснить почему.
Женские образы
Гибкая, юная, необыкновенно выносливая Урсула — наглядное воплощение архетипа Великой матери. Приемная дочь Буэндиа, страстная Ребекка, оргазмы которой сотрясают не только стены дома, но и близлежащие горы, — воплощение архетипа Кибелы. Амаранта — родная дочь Урсулы — старая дева, архетип богини Гестии.
Старший сын Буэндиа гиперсексуален. Средний сын Аурелиано Буэндия женится на девочке-подростке. Младшая дочь Амаранта останется девственницей, посвятив жизнь соперничеству с Ребеккой.
На примере взаимоотношений Амаранты с Ребеккой можно рассматривать расстройство сиблингового соперничества. Амаранта не умеет любить, она может ненавидеть и завидовать Ребекке. Вышивая погребальный саван сопернице, в конце концов она поймет, что всю жизнь шила его самой себе.
В ее зависти к Ребекке на символическом уровне захлебнутся неродившиеся близнецы Ремидиос и Аурелиано. Смерть нерожденных детей и любимой жены ожесточит сердце и иссушит душу полковника Аурелиано Буэндиа, который развяжет 17 гражданских войн и все проиграет. Любовь к жене-девочке противостояла ощущению льда, которое вошло в душу ребенка и стало последним воспоминанием взрослого перед расстрелом.
Расстройство сиблингового соперничества Амаранты приведет к самоубийству Пьетро Креспи, учителя танцев, влюбленного в Ребекку. Амаранта не даст состояться свадьбе сестры, но и откажется выйти замуж за учителя танцев. Сексуальность старой девы сублимируется в девиантное влечение к племяннику. Но перед смертью она заставит священника удостоверить жителей Макондо, что отправляется на тот свет девственницей.
Жизнь и смерть младшей дочери Буэндиа — апогей проживания в пространстве, не согретом теплом сердца и не освященном любовью. Потому что только «любовь, что движет солнце и светила», способна согревать наши сердца в земной жизни, бесконечно продолжаясь в наших потомках.