Отдых в долг, но без переплат: Почему россияне не отказываются от отпуска, даже если не хватает денег

Россияне стали брать меньше кредитов на отдыхРоссияне стали меньше занимать денег на отдых, рассказали «Российской газете» в финансовом маркетплейсе «Выберу.ру», проведя опрос среди своих пользователей.

Клиенты не только обращаются за классическими потребительскими кредитами, но и используют программы рассрочек от турагентств, а также кредитные карты и даже микрозаймы. Как отмечают опрошенные эксперты, многие люди предпочитают «растягивать» расходы, даже с переплатой, чтобы не отказываться от путешествия.

В этом году обращались или планируют обратиться к заемным средствам на отдых 16% респондентов, говорят аналитики. Годом ранее показатель был выше почти вдвое. О желании «отдохнуть в кредит» тогда заявили 29% анкетируемых.

В 2025 году 26% из ответивших положительно отметили, что обратились за заемными средствами из-за нехватки денег на выбранное путешествие, 21% опрошенных заранее знали, что будут занимать деньги и не откладывали их. Еще 19% признались, что денег на отдых не хватило из-за крупных покупок или незапланированных трат перед отпуском. Чаще всего речь шла о лечении, приобретении жилья или автомобиля.

«По словам большинства респондентов, им не удалось просчитать расходы и отложенной на поездку суммы не хватило», — отмечают аналитики.

При этом 14% респондентов рассказали, что лишились работы перед отпуском, но запланированную поездку решили не отменять, 12% из 3 тысяч опрошенных россиян в возрасте от 18 до 60 лет заявили о том, что использование заемных денег для них выгоднее, чем трата собственных, которые лежат на депозитах.

Четверть воспользовалась кредитом сроком до года, а 8% — сроком свыше года. Еще 23% опрошенных обратились к программам рассрочки, предлагаемых турагентствами и самими финансовыми организациями. При этом 22% опрошенных не стали прибегать к оформлению потребительского кредита и воспользовались кредитной картой. Каждый восьмой обратился за займом в МФО из-за ограниченного доступа к банковским продуктам.

Как отметила Инна Рындина, коммерческий директор группы отелей «Русские Сезоны», 60% их гостей пользуются возможностью получить рассрочку на отдых в курортных отелях.

«Особенно популярна акция «Плати долями» с возможностью разбить платеж на две части до заезда. Данное предложение стало комфортной заменой ранее популярным потребительским кредитам, — говорит эксперт. — В наступившем году они выглядят сомнительным финансовым решением с учетом растущих ставок. В целом в последние три года стала заметна тенденция к бронированию более длительного отпуска в загородных курортах, однако стала заметна и экономия при выборе категорий номеров».

В среднем бюджеты, которые готовы тратить россияне на свой отдых, находятся в диапазоне 100-250 тыс. рублей за шесть ночей, отмечает Рындина. Для большинства путешественников данная сумма выглядит вполне посильной для самостоятельной оплаты с учетом возможности получить отсрочку при бронировании отеля.

Чаще всего, по данным «Выберу.ру», россияне брали кредиты или рассрочку на сумму до 200 тыс. рублей. Такой вариант ответа выбрали 38% опрошенных. Чуть меньше — 36% — одолжили у финансовых организаций суммы до 500 тыс. рублей.

«Чаще всего к заемным средствам обращаются россияне, отправляющиеся в Турцию (23%), в Таиланд (19%) и на Алтай (17%). Примечательно, что в прошлом году Алтай не фигурировал в этом рейтинге, ранее лидировали страны Юго-Восточной Азии», — отметили аналитики.

В России 45% бронирований туров в Египет и Турцию в 2024 году оформлялись через рассрочку, а 7% россиян использовали потребительские кредиты на отпуск из-за роста цен на туры и желания сохранить привычный уровень жизни, говорит доцент кафедры туризма и гостиничного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Ольга Денисова.

«Лидеры рынка — совместные программы банков и туроператоров, например, Travelata и PayLate, с оплатой до 120 дней без переплат, а доля BNPL-сервисов (которые позволяют разбить оплату на четыре равные части без переплат — прим. «РГ») выросла на 20%», — добавила эксперт.

Тренд сокращения классических кредитов объясняется высокими ставками, которые превышают 30%. Онлайн-бронирование растет, и, по словам Денисовой, увеличивается средний чек, до 80 тыс. рублей.

«Главный драйвер — психология, 60% пользователей предпочитают «растягивать» расходы, даже с переплатой 10-12%, чтобы не отказываться от отдыха», — отмечает Денисова.

Снижение заимствований россиян на отдых говорит о росте уровня жизни и доходов населения, полагает Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ.

«Такими инструментами, как рассрочки, кредитные карты, классические потребительские кредиты для приобретения туристических услуг пользуются, по разным данным, 20-25% потребителей, — говорит эксперт. — Рост уровня жизни населения позволяет покрывать большую часть стоимости поездок за счет собственных средств, но не полностью. Вот как раз для покрытия оставшейся части стоимости туристических продуктов россияне и привлекают кредитные инструменты».

Из-за роста процентных ставок по кредитным картам и классическим потребительским кредитам наибольшую популярность среди россиян приобретают совместные программы рассрочек от банков и турагентств, а также сервисы оплаты частями от крупных маркетплейсов и кредитных организаций.

«За последние два года популярность использования кредитных карт и потребительских кредитов снизилась примерно на 10-15%, а популярность рассрочек по дебетовым картам и рассрочек от маркетплейсов и турагентств возросла», — говорит эксперт.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *